Рейтинг и цена бензина (Кельчевский А.Ю. Компания Байкальский фондовый дом)

   Позитивные экономические изменения, произошедшие в последние годы, не были по достоинству оценены рейтинговыми агентствами (РА). Так, были периоды, когда аргентинские рейтинги были выше российских, при том, что перспективы аргентинской экономики становились день ото дня мрачнее, а Россия уверенно шла вперед.
   Повышение рейтинга - это констатация реальности, которая уже давно ни для кого не секрет. В данном случае гораздо важнее самого факта повышения рейтинга - изменение прогноза. Прогноз - стабильный.
   Это должно означать, что РА не предполагает в обозримом будущем изменять свою оценку. Следовательно, оценка точно соответствует нынешней экономической ситуации. С этим можно согласиться.
   Но необходимо сказать следующее - падение спроса во всем мире привело к тотальному падению цен на товары и услуги. Сегодня выживает сильнейший, наиболее гибкий, готовый беспощадно резать издержки, чтобы предложить потребителям новую, значительно более низкую цену на свой все более и более совершенный продукт. Пропасть экономического спада не перепрыгнуть в два прыжка. Число тех, кто не перепрыгнул, увеличивается каждый день. GlobalStarTel, Polaroid, Enron, Moulinex и еще очень много других не менее знаменитых - сегодня находятся в процедуре банкротства. Некоторые аналитики ожидают, что из американской "большой тройки" автомобилестроителей выживут двое. Вместе с падением спроса и усилением конкуренции снижаются цены на энергоносители. Падение цены нефти больше, чем в два раза, вместе с масштабными усилиями по энергосбережению дают дополнительную возможность снижения цен на самые разные товары и услуги. Хотя понятно, что от хорошей жизни свою продукцию дешевле никто продавать не станет. Если бы это было возможно, все продавали бы очень дорого и получали огромные прибыли. Но сегодня другая задача. Выжить. Сохранить, а лучше увеличить свою долю рынка. Быть готовым к росту спроса.
   Смягчение денежной политики крупнейшими мировыми банками вместе с низкими ценами с течением времени должны активизировать покупателей. Можно надеяться, что после периода экономических трудностей, периода огромных убытков, череды банкротств, экономическая конъюнктура улучшится. Вот тогда те компании, которые во время кризиса сбросили лишний жир, провели реорганизацию, снизили издержки и цены, получат прибыль и компенсируют все свои усилия.
   Но в последнее время усиливается сомнение в способности российского бизнеса быть гибким. За год экспорт, в основном энергоносителей, вырос на 2 процента, импорт, в основном ширпотреба и продуктов питания, вырос на 20. В денежном выражении. В физическом, с учетом падения цен, эти показатели выросли более значительно. Мы вновь проигрываем такие значимые сегменты потребительского сектора, как рынок одежды и обуви, рынок изделий из российской древесины, рынок автомобилей и запчастей, осветительных приборов. Это означает, что российский бизнес больше озабочен ценой своего товара, чем качеством и объемом продаж.
   Ситуация с ценами в российской экономике, становится, на мой взгляд, все более печальной. Такие сектора, как производство пива, молочных продуктов, благодаря высокому уровню инвестиций и конкуренции демонстрируют высокую ценовую стабильность. Другие же, такие как рынок недвижимости или рынок услуг, просто зашкаливают. Розничная продажа нефтепродуктов находится в невероятном напряжении. Цена российской нефти на мировых рынках в последнее время колеблется от 15 до 17 долларов за баррель, что соответствует от 2.9 до 3,25 рубля за литр. С учетом экспортных пошлин внутренняя цена еще ниже - 2,2 - 2,6 руб. за литр. С учетом глубины крекинга (80%) и цены переработки (1 руб) себестоимость литра бензина колеблется от 3,75 до 4,25 рублей. Розничный же рынок демонстрирует цены, как минимум, в два раза выше.
   Разумно предположить, что цены на бензин имеют потенциал падения в два раза. С высокой степенью вероятности этот сценарий будет реализован. Скорость падения цен на бензин в разных регионах будет прямо пропорциональна уровню конкуренции и обратно пропорциональна уровню коррумпированности региональных властей.
   Но можно предположить, что этого все-таки не произойдет. В 1998 году дальний восток ездил на японском бензине, а Питер - на финском. Как Вы помните, из-за монополизма, высоких налогов и завышенного курса рубля бизнес в то время переносил производство в ДРУГИЕ СТРАНЫ. Сегодня не 98 год, и повторить его очень трудно - для этого надо поднять налоги, в том числе налоги с оборота, занять побольше денег, обмануть инвесторов, подавить конкуренцию. поднять экспортные пошлины, опустить импортные, совсем прекратить финансирование школ и больниц, ввести валютный коридор... Я не хочу делать никаких прогнозов. Просто надо быть готовым к любому варианту развития событий. Сегодня в мире бизнес реально пользуется недорогими энергоносителями. Это важный фактор конкурентоспособности. Российский бизнес, утонувший в издержках за последний год, продолжает пользоваться дорогими энергоносителями. Не надо гадать, чьи товары окажутся дешевле и качественнее... Так что одно упадет точно - или цены на российские товары или рубль. Или оба вместе. Чем дольше уровень цен находится на противоестественном уровне, тем тяжелее будут последствия.
   Вместе с тем, катаклизмов в налоговом раю не бывает. Бывают проблемы. Диапазон возможных сценариев не так велик, и апокалипсиса в нем нет. Российский бизнес все равно адекватно отреагирует на ситуацию, рано или поздно. Если рано, значит, мы не напрасно прожили 98 год. Если поздно, значит, капитаны российского бизнеса уже иностранцы. И в том и в другом случае страна будет развиваться и увеличивать свое влияние в мире. С разной скоростью, конечно. Курс рубля в одном сценарии имеет шансы окрепнуть, но ненамного, в другом - снизиться, но не очень много.
   В любом случае, все будет хорошо, рано или поздно. Хотелось бы, конечно, пораньше, но вот розничные цены на бензин откладывают этот праздник.


Дата: 21.12.2001 г.